8499 281-61-74 crm@metmebel.ru Обратный звонок
8800 350-83-56 бесплатный междугородний телефон Обратный звонок

Вопросы и ответы

История офисных кресел: от фараонов до машинисток

Сегодня огромное количество производителей предлагает свою версию "Офисного кресла" - как стандартной конфигурации, так и с дополнительными функциями, например, встроенной системой для массажа. Но такое разнообразие было далеко не всегда. И путь к нему оказался довольно долог. 


Мебель с глубокими историческими корнями 

Усаживаясь сегодня в офисное кресло с высокой спинкой, вы можете смело представить себя уважаемым чиновником Древнего Египта. Чем более высокую позицию он занимал, тем выше был символический трон, стул, кресло государственного деятеля. Метафорическое "возвышение" над остальным народом было крайне важным, поэтому каждое "рабочее место" организовывали с особой тщательностью. Сегодняшние модели по стандартам тех времен оценивали бы как вещь для исключительно важного человека.

Первое переносное офисное кресло придумали римляне. Это были курульные раскладные кресла, предназначавшиеся для высокопоставленных лиц, которым требовалось присесть на улице, в походе или в публичном месте, где ничего подходящего для элитного седалища просто не было. Причем даже не каждому и не везде такое позволялось: например, римский политик Маниус Максимум получил право устанавливать собственный курульный стул (кресло) в Большом Цирке только за свою победу над сабинянами в далеком пятом веке до нашей эры – иначе о такой чести и речи быть не могло.

Ближе всего к современным привычным нам дизайнам подошли, наверное, древние греки, которые спроектировали свой собственный "клисмос" с достаточно удобной высокой спинкой и стильно выгнутыми ножками. Минусом этой старинной модели была дороговизна, поэтому обычные люди им чаще всего не пользовались. А еще в отличие от курульного кресла "клисмос" не раскладывался носить его с собой было категорически неудобно.

Массово стулья с высокой спинкой, которые и стали концептуальной основой для сегодняшнего офисного кресла, появятся только в период с 1760-1840 года. Речь идет от так называемых стульях Кьявари. Это название итальянского города, в котором маркиз Риварола попросил известного мастера Джузеппе Дескальци сделать для него более легкий вариант мебели, чем то тяжелое кресло турецкой работы, которым он на тот момент пользовался. Идея, предложенная Дескальци, оказалась невероятно удачной – и ушла в массы. Более того, в производстве она была недорогой, что дало ей широкое распространение. 

Творение неизвестного гения 

История мебели, увы, не сохранила точного имени того, кто первым предложил концепцию "вращающегося стула на колесиках". В разных культурах и странах это нововведение приписывается своим изобретателям и значимым фигурам.

Например, в Великобритании "первооткрывателем" этого направления принято считать того самого всем известного Чарльза Дарвина. Известный на весь мир ученый был крайне подвижной натурой. И на одном месте даже в собственном кабинете усидеть не мог. Ему постоянно требовалось оказываться в разных частях комнаты, чтобы взять какой-то придет или книгу. Поэтому в Англии принято считать, что примерно 1840 году Дарвин в порыве энтузиазма привинтил к своему стулу колесики, что быстро ездить и не тратить время на вставания и ходьбу.

Однако идея прижилась далеко не сразу и следующим известным англичанином, который предпочел "мобильный" дизайн стула был уже Отто фон Бисмарк – у немцев получился совершенно эксклюзивный "железный канцлер на колесиках".

В Соединенных штатах с выводами Туманного Альбиона не согласны. Там предлагают своего родоначальника офисных кресел – того самого Томаса Джефферсона, составившегося Декларацию независимости. Как минимум, исторические описания его места работы упоминают некое необычное кресло, которое вращалось в разные стороны. Правда, каких-либо других доказательств этой теории практически нет.

Зато другим американцем, который попытался внедрить концепт вращающегося кресла, был Томас Э. Уоррен, предложивший в 1851 году на выставке в Лондоне дизайн оригинальной модели из чугуна, творчески оформленной парчой. Примечательно, что по функционалу она почти соответствовала современным моделям. Вы, скорее всего, удивитесь, но неторопливое викторианское общество приняло новаторскую "мобильную" идею не очень радушно. В ней было слишком много свободы, а тогда аристократия предпочитала внешнюю эстетику реальному удобству. 

Офисное кресло Александра Третьего 

Отдельного упоминания стоит чудесная работа, проведенная в мастерской А.Ф. Стремборга в 1870 году для российского государя-императора. Оригинальная модель, несмотря на то, что была выполнена из дуба и украшена традиционной, русско-византийской и просто великолепной резьбой, в своем основании прятала особый секрет.

Это был винт-стержень, рессора из пары стальных полос под скручивание и несколько ограничителей. Они давали креслу, которое выглядело очень тяжелым, веским и авторитетным, возможность удобно вращаться и задорно раскачиваться в разные стороны. Царь-батюшка был не чужд порывов дать отдых душе и телу – когда никто не видел, разумеется. 

Недооцененная идея и ее миллионы 

Датой изобретения первого регулируемого офисного кресла считается 1926 год. Но можно с уверенностью утверждать, что первое официальное предложение по производству именно традиционного сегодня офисного кресла было сделано Фридрихом-Вильгельмом Дофином, которого в Дюссельдорфе один из местных производителей офисной мебели нанял для анализа тенденций и перспектив рынка того периода. Произошло это в 1968 году. К неудаче самого нанимателя, отчет специалиста ему не понравился и не показался достоверным. Однако сам Дофин был в себе уверен, поэтому выкупил филиал, в котором работал. И уже на базе его производства создал комфортные, эргономичные, легкие офисные кресла - которые мы знаем сегодня.

Кстати, "выкупленный филиал", ныне компания "Dauphin", на период 2020 года все еще существовал с оборотом примерно в 106 миллионов долларов. В отличие от нанимателя… 

Офисное пространство и эргономика 

20-е столетие, особенно его вторая половина, кардинально преобразило место работы многих людей. Офисные пространства стали ощутимо шире, а задач, которые должен выполнять сотрудник, стало значительно больше. Требования к производительности труда возросли, и адаптация эксплуатируемой мебели для соответствия новым реалиям была неизбежна. Кто первый адаптировался, тот больше заработал. 

Весомый вклад в упрощение и в некотором смысле комфортизацию работы в офисе внес такой известный производитель из Италии, как "Olivetti".


Например, в 1971 году эта компания предложила практичный, но при этом эргономичный стул с функцией мобильности, а также регуляции высоты спинки и угла ее наклона. Революционная модель называлась "Olivetti Synthesis 45". Ее конфигурация позволяла ослабить нагрузку на позвоночник человека за счет спинки, сделанной в форме не чуть изогнутой плоскости, а полноценного упругого валика. Автором модели стал дизайнер Этторе Соттсасс.

Стоит также упомянуть такие знаковые имена индустрии офисной мебели, как Рэй Эймс и Чарльз Эймс. Их интересовали не только инженерные новинки в конструировании мебели, но и ее ориентированность на естественные потребности человеческого тела. Предлагали они свои экспериментальные идеи в период с 1920-го по 40-е года.

Внесли свой вклад в улучшение эргономики мебели и некоторые представители медицинской сферы. Вент Акерблум, известный шведский врач, после длительного исследования того, как сотрудник сидит на простом стандартном стуле в течение рабочего дня, пришел к неутешительному заключению, что конструкции старых моделей крайне негативного влияли на здоровье человека, вынужденного долго оставаться без движения.


В итоге Вент предложил слегка изогнутую спинку, которая соответствовала изгибу позвоночника человека, опустил сидение ниже обычного и немного наклонил его внутрь.

Были у разработчиков 20-го века и трагические неудачи. Например, модель офисного стула, предложенная для Larkin Building (1904 год), автором которой стал дизайнер Фрэнк Ллойд Райт. Увы, негласно она получила имя "стул самоубийцы". Кресло было разработано для машинисток, которым по много часов приходилось сидеть в одной и той же позе, а еще оно имело тенденцию внезапно опрокидываться назад вместе с сидящей на нем женщиной, что не всегда проходило без травм.

Куда более удачно свое слово в развитии эргономичной офисной мебели сказали такие мастера, как Джанкарло Пиретти, а также Эмилио Амбаша. Они предложили вариант, который в своем функционале имел автоматическую регуляцию. Называлась модель символично "Vertebra", что переводится, как "позвонок".

Далее в 1976 году появится "Ergon Chair" с газлифтом для регуляции наклона и высоты, с надежной опорой для позвоночника, спинкой и сидением, заполненными специальной пеной и свободно вращающимися колесиками. Авторами модели стали Билл Штумпф и Герман Миллер.

И надо отметить, что внедрения, улучшения и изобретения в сфере офисного кресла происходят чуть ли не каждый год. Так что его история – все еще продолжается…


Возврат к списку